Хронический холецистит

Приходите в «Ланцет» за точной диагностикой и персональной схемой лечения хронического холецистита на любой стадии. Мы поможем не только снять острые симптомы, но и полностью восстановить функцию желчного пузыря.

Гастроэнтеролог, врач центра амбулаторной хирургии «Ланцет»
«Хронический холецистит коварен тем, что развивается незаметно, а потом внезапно проявляется острой нестерпимой болью. Рекомендуем обращаться к гастроэнтерологу при появлении любых признаков нарушения работы желчного пузыря, чтобы обострение заболевания не настигло вас в самый неподходящий момент. Изжога, вздутие, проблемы со стулом, тянущая боль в правом подреберье – тревожные сигналы, которые не должны оставаться без внимания.»

Хронический и острый холецистит: от первых признаков до крика о помощи

Желчный пузырь – это ёмкость для скопления желчи, производимой печенью. Когда пища из желудка попадает в двенадцатиперстную кишку, он получает сигнал, сжимается и выбрасывает порцию желчи, необходимую для дальнейшего пищеварения.
Холецистит – это воспалительный процесс, затрагивающий стенки желчного пузыря. Воспаление может появиться:
на фоне бактериального, грибкового или гельминтозного поражения организма;
из-за неправильного питания или отравления токсинами;
при нарушении функции или смещении желчного пузыря и протоков.
Болезнь может проявиться и полностью пролечиться однажды (острый холецистит) или сопровождать пациента всю жизнь, то затихая в устойчивой ремиссии, то внезапно проявляясь яркой клинической картиной (хронический холецистит).
Среди детей хронический холецистит регистрируется не так часто, как у взрослых. У женщин заболевание развивается в три раза чаще, чем у мужчин.
В хронической форме воспаление не вызывает резкого ухудшения состояния пациента, однако, с первых дней негативно влияет на работу желчного пузыря: стенки постепенно теряют эластичность, сфинктеры желчевыводящих протоков перестают функционировать правильно. Желчь застаивается, сгущается; кишечник не получает нужное количество и качество желчи. В этот момент пациент получает первые сигналы бедствия, но редко замечает их.

Застойная желчь постепенно кристаллизуется, образуя камни. Камни повреждают стенки желчного пузыря, закупоривают желчные протоки, и холецистит переходит в острую фазу: ещё большее воспаление, изменение состава желчи, нарушение основной функции желчного пузыря. Вся пищеварительная система начинает работать неправильно, а желчный пузырь начинает подавать экстренный сигнал: острая боль разливается по всему правому боку, начинаясь под рёбрами и отдаваясь в пояснице и надплечье.

Об обострении хронического холецистита могут говорить и другие признаки:
вегетативная дисфункция (скачки давления, тахикардия, эмоциональная нестабильность);
желтушный синдром;
интоксикация (повышение температуры, лихорадка, слабость).
Именно в момент обострения пациент обычно идёт к врачу. Но ведь первые симптомы были намного раньше и образования камней можно было избежать…

Первые симптомы хронического холецистита

Затруднённое пищеварение:
изжога, горькая отрыжка с воздухом, плохой аппетит, вздутие живота, диарея, тошнота и рвота.
Тянущая боль:
болевые приступы продолжительностью от получаса до нескольких часов, которые проявляются или усиливаются после приёма пищи.
Системные нарушения:
боли в пищеводе, затруднённое глотание, сбои сердечного ритма, боли в сердце.
Нашли у себя один из симптомов?

Не затягивайте визит к врачу. Записывайтесь к гастроэнтерологу в «Ланцет» через форму онлайн-записи или по телефону +7 812 223 00 59.

Первая помощь при обострении холецистита

Лечь в горизонтальное положение
Вызвать скорую помощь
Приложить лёд в область желчного пузыря
Принять спазмолитик от спастических болей
Принять раствор регидрона, если присутствует рвота
Выпить мятный чай или минералку без газа для устранения тошноты
При остром приступе холецистита больного кладут в стационар, обследуют и в случае обнаружения камней (конкрементов) проводят оперативное вмешательство.

Диагностика при хроническом холецистите

УЗИ органов брюшной полости – для обнаружения камней, проверки моторных функций и определения масштабов воспаления
Холеграфия – рентгенография желчного пузыря и протоков с контрастом
ОАК и биохимия крови – общий лабораторный скрининг для выявления воспаления и нарушений в составе крови
Дуоденальное зондирование – забор желчи для выявления патогенной микрофлоры и определения ее чувствительности к антибиотикам
Копрограмма – для выявления паразитов (лямблий и аскарид) в организме
Цены на все процедуры, доступные в нашей клинике, указаны в прайсе.

Лечение хронического холецистита

Консервативная терапия
Начальные стадии холецистита лечатся консервативно. Лечение обязательно включает диету и медикаментозную поддержку.

Во время обострения холецистита больному назначают нестероидные противовоспалительные, а также обезболивавшие препараты и спазмолитики для устранения спазма стенок желчного и желчевыводящих путей.

Для профилактики возможного инфицирования выписывают антибиотики, а чтобы снять интоксикацию – глюкозу и раствор Рингера внутривенно. Чтобы устранить диспепсический синдром, принимаются ферменты.

Иногда дополнительно назначается физиотерапия (электрофорез, рефлексотерапия и пр.).
Оперативное лечение
Лечение хронического холецистита в осложнённой форме проводят как при помощи консервативной терапии, так и путём оперативного вмешательства. Из-за того, что в 90% случаев заболевание сопровождается периодическим образованием камней в желчном пузыре (хронический калькулезный холецистит), единственным вариантом его купирования, является удаление желчного пузыря – только таким образом удаётся предотвратить развитие непредвиденных осложнений.
Альтернативой холецистэктомии (удалению желчного пузыря) является регулярный контроль и ультразвуковая литотрипсия – дробление камней ультразвуком при их появлении.

Доверьте здоровье сильной команде врачей нашего центра!

У нас работают одни из лучших специалистов Санкт-Петербурга. Каждый наш врач получил множество положительных отзывов от пациентов на медицинских порталах независимой оценки.

Рекомендации: профилактика рецидивов хронического холецистита

Для профилактики холецистита мы рекомендуем всем пациентам:
регулярно сдавать базовые анализы для выявления паразитов, вредных бактерий и воспалений на ранней стадии;
придерживаться правильного питания;
поддерживать физическую форму;
избегать частых стрессов.
Пациентам с хроническим холециститом в стадии ремиссии также рекомендуется:
постоянно придерживаться диеты (стол № 5);
питаться небольшими порциями от трёх до пяти раз в сутки;
исключить употребление солёного, острого, жирного, жареного и алкоголя;
посещать курорты и санатории для больных с патологиями желчного пузыря;
два раза в год обследоваться у гастроэнтеролога.
Диагностика холецистита и назначение лечения в соответствии с установленным диагнозом возможны уже на первичном приеме.

За экстренной и плановой профессиональной помощью обращайтесь в нашу клинику по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 34, 3А.